Как избежать гибели на майских сплавах в Пермском крае

В связи с трагическими случаями майских сплавов в Пермском крае, напишу немного про безопасность.


Риск несчастного случая на речках Пермского края сильно недооценивается, хотя реки и имеют по весне 2 категорию сложности (2 к.с.) из 6, а реки Башкирии Инзер и Лемеза 3 к.с. Люди выходят на реки в мае и, как правило, не знают уровень воды т.е. высокий уровень может стать неожиданностью.


Про выход во время ледохода писать не буду, разберемся с большим уровнем.


При большом уровне значительно повышается скорость течения, затапливает берега, вода может начать течь сквозь кусты и деревья (непроходимые для катамаранов), открываются протоки, куда может тащить не только катамараны, но и плывущие деревья и где могут образовываться заторы из деревянного мусора и даже небольшого деревца, лежащего поперек протоки достаточно чтобы перевернуть катамаран.


https://www.youtube.com/watch?v=scZsAkyeRO8


Возможные препятствия на реках

1) Расчески - деревья, начавшие падать, но не упавшие в воду. Их ветки свисают над водой и затрудняют прохождение судна. Могут сбить людей в воду или, что хуже, человека может вдавить стволом в катамаран, когда ствол низко над водой.


От расчесок надо угребать. Длинные волосы убирать, чтобы не зацепиться за ветки. Желательна каска.


2) Прижимы - навалы течения на скалы или препятствия на вроде опор мостов. Вот похоже здесь есть небольшой прижим: https://youtu.be/jgh6w1aeJyI


От прижимов надо угребать, но их еще надо уметь увидеть, что могут сделать только достаточно опытные водники.


3) Техногенные непроходы - когда катамаран с гребцами в принципе не может пройти, например между водой и мостом слишком мало места. https://www.youtube.com/watch?v=GjzLfVT_3rA


Ну надо знать где они могут быть и осматривать заранее.


4) Бочки - после сливов возникают обратные течения воды (верхний слой воды течет вверх по течению). На 2 к.с. бочки, обычно, опасности не представляют для катамаранов и людей в реке, но есть опасные бочки на 3 к.с. на Башкирских речках. 

На пермских реках бочки могут возникать в результате техногенных построек: https://i3.guns.ru/…/ico…/forum_pictures/011671/11671026.jpg риск техногенных бочек в том, что сходу с катамарана их становится видно за 3-4 метра и сплавщики не успевают подготовиться к прохождению бочек.


Если вас тащит в бочку, то надо выровнять носы на бочку и разогнать катамаран. Сразу за бочкой передним надо втыкать весло в воду, чтобы весло попало либо в донную струю (опускать весло глубже), либо за струю за бочкой (если бочка менее 2 метров). В больших бочках может смыть с катамарана, если сидите на рюкзаке, крепко обхватите ногами рюкзак (сожмите ноги вокруг рюкзака). На рюкзаке надо сидеть не вытянув ноги вперед, а как на коне.


Пример смыва в бочке в Пашийском прижиме на р. Вижай.

https://youtu.be/892fiHy9J_w?t=134


5) Техногенный мусор - арматура и прочий хлам, оставшийся при строительстве и могущий порвать судно. Поэтому держитесь от опор мостов и застроенных берегов подальше.


6) Завалы - деревья, застрявшие в реке и лежащие в воде.

Завалы крайне опасны. катамараны прижимает к завалам и переворачивает, после чего люди сыпятся в воду.

Проблема в том, что человека течение в завале тащит под дерево. Но прохода под деревом может не оказаться т.к. свежеупавшее дерево на самом деле лежит в реке на ветвях и вода-то под ветками проходит, а человек - нет. Даже если человек схватится за дерево, его ноги с телом течение протаскивает под деревом и все что человек может сделать - держаться за дерево руками. Самостоятельно выбраться он не может просто физически (попробуйте пробежать в воде со скоростью хотя-бы 5 км/ч и поймете сколько надо иметь сил чтобы пытаться выбраться против течения).


zaval-example


В завалы надо просто не попадать. Если завал через всю реку и причалить вы не можете из-за скорости течения, то лучше в завал втыкаться носом, а не боком и стараться перепрыгнуть сверху, если завал образован одиночным деревом, но это возможно только если скорость течения низкая, а по большой воде она, увы, высокая.

splav-Kokkolanjoki-Asilanjoki-Hijtola-Berezovo-016


Завалы предсталвяют реальную опасность даже на относительно простых реках 2 к.с.


7) Валы - это "волна", возникающая при набегании потока на препятствие, например лежащий на дне крупный камень. Валы могут перевернуть катамаран при заходе в них боком или смыть гребцов.


На вал надо выставлять нос и не заходить на него боком т.к. высокие валы могут достаточно легко перевернуть катамаран. Ситуацию усложняют косые валы, на которые не всегда ясно как выставлять нос.


8) Повреждение судна.


Баллоны можно пробить об острые камни, сучки, арматуру и т.п. (у спортивных катамаранов двухсекционные баллоны и пробитие одной секции баллона не приводит к утоплению гандолы). Иногда выбивает пробку и баллон стравливает. Бывает, что ломаются рамы.


В большинстве случаев (ну кроме когда у вас катамаран превратился в два банана) надо срочно зачалить судно.


Есть еще риски, не связанные с препятствиями


Пьянство


Кроме препятствий, большое число людей на воде гибнет из-за бухла. Нет смысла предлагать не бухать на майские, но по-крайней мере не бухайте на воде (по воде идите трезвыми) и не набухивайтесь ночью так, что с утра не можете ходить.


Группа одногруппника по вузу так потерял на майском сплаве человека. Вначале погибший вывалися с ката, но его откачали, затем на стоянке пошел мыть посуду, упал в воду и второй раз откачать не смогли.


Расхлябанность


Люди может и трезвые, лежат или развалившись сидят побросав весла и вот за поворотом неожиданно возникает препятствие в виде завала, прижима или расчески. Если бы люди были собранны и опытны, они может быть и угребли куда надо, но пока они сообразят, что препятствие представляет опасность, пока схватят весла, пока сядут в удобные для гребли позиции - время потеряно и от аварии не уйти.

Соберитесь в местах, в которых возможны неожиданные для вас препятствия.

Что делать, если выпали с ката

Спасайте себя сами (!!!)


Если катамаран перевернулся, оглядитесь насколько вы далеко от катамарана. Если катамаран в 2-3 метрах и его не уносит от вас, можно попытаться доплыть до катамарана и вылезти на него. После вылезания, помогите остальным попасть на кат, а после причальтесь к берегу. Для этого вам надо весло! Не выпускайте весло из рук и плывите к катамарану вместе с веслом. Увы, те кто выпадывают впервый раз (включая вашего "опытного" инструктора) неосознанно отпускают весла. В сложных походах к катам привязывают запасные, которые можно легко сдернуть с катамарана, но сомневаюсь, что запасное весло кто-то берет на 2 к.с.


Если вы далеко от катамарана или катамаран уносит от вас (по быстрой воде скорость человека в воде и скорость катамарана часто разные и вплавь катамаран не догнать), гребите к берегу, выходите на берег и идите в сторону катамарана. Полезно иметь шоколадный батончик и спички на костер в герметичной упаковке (подойдет презерватив), чтобы можно было развести костер и согреться пока все выпавшие с катамарана соберутся в одном месте.


Вылазить на катамаран надо не снаружи катамарана (снаружи баллонов очень сложно вылезти т.к. баллоны не дают удобно схватиться и подтянуться руками), а между баллонов, забросив на один баллон плечи с головой, а на второй ноги.

Риски при попадании в холодную воду

На 2 к.с. в спасжилете утонуть нахлебавшись воды можно если только в бочке, но есть и другие способы умереть:


1) Переохлаждение.


Частая ошибка начинающих: они просто пассивно находятся в реке ничего не делая и ожидая, когда их кто-нибудь спасет. Без неопрена в холодной воде у вас могут начать отниматься руки и ноги в течении 1-2 минут, а в течении 5-7 вы можете получить переохлаждение и умереть.


В неопрене у вас больше времени, до проблем с вашей подвижностью у вас есть около 5 минут, переохлождение можно получить в течении 5-15 минут.


Т.е. получается, что у вас есть 1-5 минут, в течении которых вы можете принимать активные действия по спасению своей жизни в зависимости от снаряжения и особенностей вашего организма, если за это время вы не выберитесь из воды сами или с чужой помощью, у вас большие проблемы.


2) Сухое утопление.


Глотнув холодной воды или просто попав в холодную воду есть риска спазмов горла или легких и человек не может дышать, даже если голова его в воздухе. От сухого утопления гибнут даже на спортивных речках 6 к.с. подготовленные и хорошо экипированные люди. Из гибели на спортивных сплавах последний случай мне известен этот: https://vk.com/dimer404?w=wall1948705_4643


3) Сердечный приступ


Случается с людьми в старшем возрасте даже с опытными водниками, что уж говорить про обычных людей, получающих сильнейший стресс при незапланированном попадании в воду.

Снаряжение

1) Спасжилет должен быть и одет в застегнутом на все застежки. Если есть паховые лямки (веревки, проходят через пах и крепящиеся снизу к спасжилету), их застегнуть тоже. Частая проблема со спасжилетами - при попадании в воду они могут самосняться через голову. Происходит это так: если спасик сидит не плотно, не застегнут на все штатные застежки, он может начать напалзать на лицо (вы тогда ничего не видите и не можете за себя бороться) и при неосторожном вытягивании рук самосняться. Растегнутый спасик, к тому же, плохо держит т.к. верхняя его половина просто плавает над вашей грудью не оказывая выталкивающего воздействия, при принятии вертикального положения может перестать держать и со стороны спины.


В спасике тепло. Этим он удобен. Если вам жарко, поплескайте на себя водой.

На детей, не умеющих плавать, спасжилеты одевайте всегда на реке любой сложности.


2) Если будут расчески или возможны удары об скалу, полезно даже на 2 к.с. взять каску. Не обязательно именно каску водника, но надо чтобы она не снималась т.к. плохо застегивающиеся каски теряют. Нельзя завязывать каску веревками т.к. случались случаи застревания каски в раме катамарана и надо уметь ее быстро расстегнуть.


Лайфхак: в каске тепло, а если одеть под каску кепку с длинным козырьком, это защитит вас от попадания холодных капель дождя на лицо.


3) Никогда не одевайте болотники или химзащиту. Сапоги лучше не одевайте на воду тоже. Можно одеть неопреновые носки (лучше 5 мм, в 3 мм весной холодно) и поверх обувь что не жалко типа кед или старых кроссовок.

Сапоги при купании набирают несколько килограмм воды и вы просто не можете плыть с использованием ног. Болотники наберут десятки килограмм воды и вот попробуйте привязать к ногам гирю и поплавать. Также я рассказывал, что чтобы выбраться на катамаран, надо на него закинуть ноги, но сделать это с полными сапогами воды сложно, к тому-же, эта вода не выливается при забрасывании ноги т.к. колени в процессе вылезания у вас обычно выше стопы. Также вода набирается в штаны, поэтому желательны штаны на подтяжках (не стянутые поясом или резинкой) и чтобы низ штанов не стягивался резинкой (снизу свободно выливалась вода). Причина та-же что и с сапогами: в штаны натекает вода и вам сложно как плыть с использованием ног, так и забираться на катамаран.


4) На вас не должно болтаться каких-либо веревок и петель, которыми можно зацепиться за деревья в завалах и расческах или за выступающие части катамарана при вываливании.


5) Никогда не привязывайте людей к катамарану веревкой.

Если человек вывалится с катамарана и будет привязан к нему веревкой, когда веревка натянется, она начнет топить человека.

Полезно также на спасжилете иметь нож-стропорез как раз если надо находясь в воде отрезать топящую вас веревку.

Про инструкторов

В рекламе коммерческих туров вам обещают безопасность и присмотр опытных инструкторов. Но не рассчитывайте на инструктора на реках 2 к.с.. Инструктора на простых реках часто сами не имеют опыта спасработ на воде (на майские инструкторов не хватает и организаторы вытаскивают всех, кто согласен вести группу) и сами и бросят весла при перевороте или не знают как управлять судном, не умеют "читать воду" и выбирать правильную траекторию в сложных случаях. Не знают какие препятствия как надо проходить. Даже если инструктор все знает и умеет, команда судна не умеет часто грести и в критичный момент не выполнит то, что им будет командовать инструктор.


В случае переворота, даже если инструктор не выбросит весло, не отцепится от катамарана, быстро на него залезит и начнет спасработы с воды, на груженом перевернутом катамаране спасработы будут идти очень долго, судно плохо управляется и тяжело передвигается. Людей может относить быстрее, чем инструктор может грести, если из 8 человек 5 пойдут оторвавшись от катамарана, на вытаскивание всех из воды (кто не спасает себя сам, а таких большинство) даже при правильных действиях может потребоваться 5-20 минут, что достаточно для смерти от переохлаждения.


Ну и вначале спасаем людей, потом можно подумать про вещи.